ГлавнаяРегистрацияВход
Вторник, 26.11.2024, 17:53
Добро пожаловать на сайт Оксаны Кулик
Меню сайта


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Актуально





РЕСУРСЫ Интернета



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Поиск

СохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранить
Главная » Файлы » КОПИЛКА методическая » Методические материалы

Искусство воспитания
21.11.2018, 22:56

Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому
Как мотивировать и вдохновлять с помощью критики, а какие слова каждому учителю нужно забыть навсегда.

Часто ли вы критикуете учеников? Каждый педагог ответит, что ежедневно. Похвала проскакивает реже. Не сделали домашнее задание, шумели на уроке, дерзили — масса факторов служит причиной для замечания.
Но даже если у критики есть благородная цель, то почему ученики замечают только негатив? Мотивация и интерес к предмету падает, успеваемость не радует педагогов и родителей, а ребенок замыкается в себе. Но не критиковать вообще тоже не получится.
Так где найти золотую середину? Реально ли сделать замечание-мотивацию или похвалу и не ударить по самооценке школьника? И вообще, правильно ли вы критикуете и хвалите учеников?

Как вдохновлять похвалой?

«Доброе слово и кошке приятно» — так просто пословица выражает суть поддержки, замечания положительных качеств. Мотивированный ученик в сумме с юношеским максимализмом и запалом может горы свернуть, а не только освоить школьную программу. Но как правильно хвалить ребенка, не выращивая в нем нарцисса?
Психологи и педагоги-теоретики выделяют 3 главных правила:

Говорите искренне. Дети поразительно тонко считывают чувства и эмоции. Когда на душе у вас скребут кошки, настроение хуже некуда, но вы красноречиво расхваливает ребенка, то потухший взгляд или тихий голос говорят о противоположном. Поэтому искренность прежде всего.

Оценивайте дело, а не ребенка. Нельзя говорить фразы типа: «Ты — хороший, умница молодец». Это обесценивает труд и усилия. Лучше скажите: «Ты быстро и правильно решил задания, ты написал хорошо сочинение, ты прочел весь заданный материал, ты понял тему и можешь ее объяснить другим».

Не сравнивайте. Даже с благими намерениями нельзя хвалить так: «Ты рисуешь лучше Васи», «Поешь лучше всех одноклассников». Так легко вырастить нарцисса и одновременно снизить самооценку других ребят.  
 
Как мотивировать критикой?

Правильно сделанное замечание — то, которое мотивирует, а не унижает и бьет по самолюбию.
Чтобы научиться критиковать с пользой для воспитания, запомните важное правило: прежде чем ругать недостатки, вспомните о достоинствах.
В большинстве случаев ребенок и сам знает, где допустил оплошность. А вот то, что у него получилось неплохо, может и не заметить. То есть похвала критикой — это немного кнута и вагон пряников.Тогда ребенок не зациклится на неудаче, не опустит руки, самооценка не скатится вниз.

Пример: вместо «Ты пишешь хорошо, но допускаешь много грамматических ошибок, окончания неправильные. Если решишь печататься где-то, то работу завернут или в редакции посмеются», скажите «Ты нестандартно смотришь на вещи. У тебя так все ярко и сочно описано. Чуть-чуть подтяни грамматику, и тогда станешь настоящим писателем, журналистом. Я верю в тебя».

Главное показать, что то, что сделал ребенок — уникально, хорошо, достойно, а небольшие нюансы реально исправить самому или вместе с вами. Грамотная критика во благо помогает вырастить ребенка с адекватным самомнением. Если постоянно твердить, что он все делает хорошо, не обращать внимание на мелкие ошибки или недоработки, то вырастает амбициозный подросток, который верит в свою «гениальность». И малейшее замечание вызывает бурю эмоций и негодования.

Стоп-слова для учителя

Сравнение/Шантаж: ты похож на неудачника/ ты выглядишь, как бомж, если не подтянешь предмет, будешь дворником/ останешься на второй год/ не поступишь!
Оценки: хорошие дети/ ученики не опаздывают, все делают вовремя и слушают учителя/ плохие ничего не добьются!
Зацикливание на неудачах: у тебя так всегда/ ты так же плохо написал предыдущую контрольную/ ты всегда не укладываешься в нормативы по физкультуре.
Публичное унижение: ребята, посмотрите на него!
Приказы: слушай, делай, закрой рот, вышел, пошел!
Навязывание роли: вот Петя все делает вовремя/ Катя быстрее тебя бегает, а она — девочка/ третьеклассник больше подтягивается/ да мой внук лучше читает, чем ты!
Нецензурная лексика: без комментариев!

Но нельзя же все время только хвалить ребенка. Как правильно сделать замечание и настроить на сотрудничество?

Не обвиняйте, а описывайте проблему!

Плохая критика

 «Дети, вы опять наследили
на полу, а его только
помыла уборщица».
 
Хорошая критика

 «Дети, на полу грязь. Его только
помыла уборщица.
Давайте будем убирать».

Забудьте о сарказме!
Плохая критика

«Кто тут самый умный,
написал и сдал работу
быстрее всех.
Может и ошибок не сделал?».
 
Хорошая критика

 «Как ты хорошо распределил
свое время. Не хочешь
проверить работу?».

Не приказывайте!
Плохая критика

«Закройте рот и не шумите в
классе».
 
Хорошая критика

«Ребята, в классе лучше
слышно вас, чем меня».  

Не обвиняйте!
Плохая критика
«Это ты разбил пробирку?
Разве так можно?».  
 
Хорошая критика

«Ты не поранился? Давай
будем работать вместе и
я научу тебя быть
аккуратным при
химических опытах».

Не унижайте! Плохая критика

«Опять в классе потом
воняет. Кто не переоделся
после физкультуры?».

Хорошая критика

«Настоящие спортсмены
трепетно относятся к форме,
стирают ее после каждой
тренировки и не
использует вне зала».

Критика и мотивация походит на инструмент хирурга. Одно неточное движение — и ситуацию будет сложно исправить. Поэтому запаситесь искренностью, мудростью и постарайтесь увидеть в каждом ребенке что-то уникальное и неповторимое.
 
Тема поговорить: Как вы думаете: сложно ли учителю постоянно следить за своей речью? И что делать, если ученики выводят из себя?

Категория: Методические материалы | Добавил: onkulik
Просмотров: 438 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

© Сайт работает с 08.04.2013 года